Статьи

UX для промышленной среды, часть 3

Существует тенденция связывать профессию проектировщика взаимодействия с веб-сайтами и приложениями, ориентированными на потребителя. И почему бы нет? В конце концов, взаимодействие с социальными медиа и электронной торговлей являются постоянной частью жизни пользователей — даже тех, кто сам является UX-дизайнером. Это взаимодействие представляет собой приятные действия, такие как покупка продуктов и общение с друзьями и семьей. Существует большой спрос на такое взаимодействие, который, в свою очередь, привлекает всеобщее внимание UX-сообщества. Хорошо. Но профессия проектировщика взаимодействия также создает ценность в неожиданных областях, которые существуют на периферии современного потребления. В этой серии из трех частей я обсуждал одну такую неожиданную область — промышленную среду. Люди, которые помогают производить привлекательные товары для людей, должны быть продуктивными и не меньше других заслуживают взаимодействия, которое сделает их более успешными, производительными и удовлетворенными своей работой.

В первой части этой серии я объяснил, что промышленная автоматизация более человекоориентированна, чем вы думаете. Затем я рассказал о том, что промышленная среда представляет для UX-дизайнеров сложную задачу для преодоления при разработке программного обеспечения для человеко-машинных интерфейсов (ЧМИ), как для производственных помещений, так и для диспетчерской. Наконец, я поделился некоторыми ключевыми принципами эффективного дизайна ЧМИ, которые применяются в обеих средах.

Во второй части я объяснил некоторые методы, которые UX-дизайнеры, работающие в области промышленной автоматизации, могут использовать для борьбы с проблемами проектирования для изолированных клиентских сайтов и локализации информации для глобальных пользователей.

Теперь, в третьей части, я поделюсь некоторыми методами, которые UX-дизайнеры, работающие в области промышленной автоматизации, могут использовать для преодоления проблем, связанных с:

  • Проектированием через посредничество дизайнеров ЧМИ
  • Получением доступа к специфическим пользователям промышленной среды
  • Решением вопросов, связанных с устаревшими или конкурирующими продуктами

Проектирование через посредничество дизайнеров ЧМИ

Многие программы промышленной автоматизации ориентированы на персонажей, представляющих интересы людей, создающих свои собственные системы. Одним из таких персонажей является дизайнер человеко-машинного интерфейса (ЧМИ), который создает визуализации данных для последующих пользователей, таких как операторы, инженеры-технологи и руководители предприятий, зачастую за пределами прямого влияния UX-профессионалов. Отсутствие прямой вовлеченности UX-дизайнера — это плохо, не так ли? Но суровая реальность заключается в том, что UX-дизайнеры, работающие в области промышленной автоматизации, должны найти способы достижения хороших результатов, работая через дизайнеров ЧМИ. Я расскажу о некоторых проблемах, которые возникают при работе с этим уникальным персонажем, и расскажу, как UX-дизайнеры, работающие в области промышленной автоматизации, могут расширить свое влияние, внося свой вклад в успех дизайнера ЧМИ и, следовательно, успех пользователя.

Соответствие ментальной модели пользователя

UX-дизайнеры, работающие в области промышленной автоматизации, должны помочь дизайнерам ЧМИ создавать опыт, который будет соответствовать ментальной модели пользователя, а не модели системы. В то время как промышленные системы сами по себе сложные, пользовательский опыт и восприятие системы не должны быть сложными. Так зачем делать их восприятие более сложным, чем нужно? Буквальное описание системы перегружает пользователей нежелательной информацией, и это негативно влияет на их когнитивную нагрузку.

Например, чертежи схем трубопроводов и КИП, аналогичные чертежам, показанным на рисунке 1, являются общепринятыми в промышленных средах. Они показывают роли и взаимоотношения трубопроводов и контрольных резервуаров в течении процесса. Они полезны в качестве справочного материала при тестировании целостности системы и во время первоначальной сборки. К сожалению, многие дизайнеры ЧМИ просто перерисовывают такие схемы при создании визуализаций ЧМИ, ставя свое удобство выше удобства пользователей. Хотя схемы трубопроводов и КИП дают визуальное представление о системе и процессе, пользоваться этими сложными чертежами будет проблематично поскольку они не соответствуют ментальной модели пользователя, контролирующего систему.Чертеж схем трубопроводов и КИП — плохое представление запущенной системы: Источник изображения: образец схемы трубопроводов и КИП

Напротив, на рисунке 2 показан более понятный вариант визуализации системы, помогающий пользователям быстро понять состояние системы, а также понять, какая информация наиболее важна или требует их внимания. Пользователи, которые контролируют процесс, могут лучше понять визуализацию, которая упорядочивает однородный контент в логические группы, используя гештальт-принципы, — так человеческий мозг может более эффективно анализировать. Изменение интенсивности, контрастности, размера и формы элементов на экране помогает сделать общую информационную архитектуру системы более очевидной.

Хорошо структурированная визуализация системы. Рисунок: Высокопроизводительный справочник ЧМИ, Билл Холлифилд, Эдди Хабиби, Дана Оливер и Ян Ниммо

Конечно, не все дизайнеры ЧМИ имеют одну и ту же подготовку, и их уровень опыта и компетентность варьируется. Они выполняют свою работу в небольшом офисе, как и любой программист или разработчик программного обеспечения, а не на заводе, где приложение в конечном итоге будет работать. Поэтому UX-дизайнер, работающий в области промышленной автоматизации, несет ответственность за обучение тех, кто создает визуализации для последующих пользователей, которые отличаются от него самого.

Помогите дизайнерам ЧМИ создавать свои визуализации исходя из окружения, целей и задач пользователя. Пользователи в заводском цеху, которые отвечают за одну машину, не нуждаются в подробной визуализации ЧМИ, которая предоставляет информацию, не связанную с этой конкретной машиной. Напротив, операторы в диспетчерской нуждаются в более широкой визуализации, потому что область их фокусировки — это вся операция. Однако, излишняя информация для них тоже не полезна. Операторы в диспетчерской обычно отслеживают сразу несколько экранов, поэтому дизайнеры ЧМИ должны изображать информацию таким образом, чтобы она улучшала способность операторов понимать все это.

К сожалению, не существует волшебного средства, которое помогло бы дизайнерам ЧМИ создать дизайн, соответствующий тому, как пользователи мысленно воспринимают систему. В этом может помочь наблюдение за пользователями во время работы или проведение контекстного интервью. Однако UX-дизайнеры, работающие в области промышленной автоматизации, или даже дизайнеры ЧМИ не всегда могут легко получить доступ к пользователям. Я опишу эту проблему в разделе «Получение доступа к пользователям».

Окажите дизайнерам ЧМИ небольшую помощь

Многие сценарии в области промышленной автоматизации вовлекают дизайнеров ЧМИ, которые разрабатывают и моделируют топологические представления системы, кнопки, индикаторы состояния и радиальные датчики. Хотя невозможно понаблюдать за всеми дизайнерами ЧМИ, чтобы гарантировать, что они ответственно подходят к работе, полезно вооружить их набором базовых знаний, который может успешно повлиять на проектирование. Создание этих знаний как раз находится в зоне влияния UX-дизайнеров, работающих в области промышленной автоматизации.

Типичное приложение для проектирования ЧМИ дает пользователю — в данном случае дизайнеру ЧМИ — возможность перетаскивать различные предустановленные элементы интерфейса, включая изображения баков, сосудов, насосов, кнопок и датчиков — на главный экран, который потом станет рабочим интерфейсом. Оператор будет следить за ним при регулировании процесса. Важно, чтобы эти заранее спроектированные объекты имели правильные контрастность, масштаб, яркость и размеры текста.

Хотя предоставление некоторых полномочий дизайнерам ЧМИ желательно и люди, занимающие эти должности высококомпетенты — все же часто лучшим подходом является упрощение их работы. Дизайнеры ЧМИ будут очень рады украсить свои проекты такими деталями, как цвет, градиенты и анимации. Поэтому, в то время, как первичные объекты по умолчанию должны быть исчерпывающими, компоненты, составляющие объект, должны предоставлять контекстную информацию, которая наиболее эффективно передает их значение. Часто это означает делать больше с меньшими затратами.

Делать больше с меньшими затратами

При проектировании визуализаций проверяйте ваши проекты вплоть до самых первичных элементов. Простота — это высшая сложность, и, как я уже говорил в первой части, «просто» не означает больше пустого пространства. Хорошо выполненный, простой, функциональный дизайн внесет свою лепту в восхищенные отзывы во время его презентации заказчику.

Работа UX-дизайнеров, работающих в области промышленной автоматизации, постоянно конкурирует с презентационными материалами, которые обычно включают причудливые экраны с градиентными изображениями физических ресурсов завода. Хотя эти экраны могут быть хорошо оценены клиентами на презентации, они не передают данные так эффективно, как должны.

На рисунке 3 показаны 4 примера элемента интерфейса — резервуара, который дизайнер может использовать в визуализации ЧМИ. В то время как каждый пример занимает одинаковое пространство экрана, какой пример передает наиболее полезную и эффективную информацию? Не изображение блестящего, разорванного сосуда с зубчатыми краями в крайнем левом углу. А версия справа, которая сочетает в себе приблизительную форму резервуара с пределами верхних и нижних значений, линию тренда истории и числовую единицу времени — 2 часа.

Высокоэффективные приложения не всегда хорошо показывают себя на презентациях. Рисунок: Высокопроизводительный справочник ЧМИ, Билл Холлифилд, Эдди Хабиби, Дана Оливер и Ян Ниммо

Основные выводы

Когда вы проектируете рабочие процессы, которые позволяют пользователю работать со свойствами или внешним видом интерфейса, предложите объекты по умолчанию, которые правильно используют контраст яркости, иерархию информации и масштаб. Это обеспечит правильное использование продукта пользователем.

Всегда спрашивайте себя, не позволяете ли вы эстетике мешать созданию наиболее полезного опыта. Хороший дизайн может не быть роскошным и не вызывать волнение на переговорах с заказчиком. Но, вероятно, ваша работа и не состоит в разработке привлекательных демонстраций. Ваша задача — разработать наиболее полезный, эффективный и удовлетворяющий продукт для пользователя.

Получение доступа к пользователям

Подбор пользователей для юзабилити-исследований — одно из самых больших препятствий для UX-дизайнеров, работающих в области промышленной автоматизации. Специфический характер работы пользователей в промышленной среде значительно сокращает количество кандидатов для участия в эффективном исследовании удобства использования. Кроме того, роли промышленных пользователей узкоспециализированы. Например, инженер-технолог имеет совершенно другой набор задач и обязанностей нежели оператор заводского цеха или дизайнер ЧМИ.

Индустрия промышленной автоматизации также имеет требования в области хранения, безопасности и защиты интеллектуальной собственности, характерные для очень немногих продуктовых ниш. UX-дизайнер, работающий в области промышленной автоматизации, который надеется провести исследование удобства использования, как правило, должен посещать заводы и должен ожидать, что его попросят подписать соглашение о неразглашении для защиты интеллектуальной собственности клиентов. Иногда такие требования могут сделать полевое исследование неосуществимым, поэтому UX-дизайнеры, работающие в области промышленной автоматизации, должны быть находчивыми в получении обратной связи от пользователей. В этом могут помочь следующие методы.

Посещение торговых выставок и конференций

Ежегодные отраслевые выставки и конференции по промышленной автоматизации позволяют охватить большое число пользователей на одном мероприятии. Обеспечив служебное помещение или отдельное место на мероприятии, можно получить качественную обратную связь по дизайнерскому решению от соответствующей группы участников.

Панельные исследования пользователей

Панельные исследования пользователей — эффективный способ получить доступ к большому количеству пользователей. Несмотря на то, что они требуют предварительной работы, панельные исследования пользователей могут сильно помочь в будущем, если пользователи согласятся участвовать в периодических дистанционных исследованиях или опросах. Такие группы также можно сформировать из посетителей выставки или другого мероприятия. Трюк состоит в том, чтобы эффективно привлекать и стимулировать потенциальных участников присоединиться к вашей группе. Иногда оказывается достаточно идеи помочь в формировании будущего продукта, который они часто используют. Иногда нет. Но информация, которую вы получаете о деталях работы потенциальных экспертов, о продуктах, которые они используют, о том, как часто они их используют, и об их общем опыте, может сама по себе стоить усилий. Эта информация поможет вам соотнести нужного пользователя с правильной исследовательской деятельностью или деятельностью по проверке данных.

Дистанционное изучение юзабилити

Почему полезны торговые выставки и панельные исследования пользователей? Потому что они помогают вам проводить дальнейшие юзабилити-исследования. Дистанционное юзабилити-исследование может быть хорошим вариантом, поскольку оно позволяет избежать соблюдения большого числа формальностей, связанных с хранением, безопасностью и интеллектуальной собственностью при допуске людей на производство. Виртуальные программы для совместной работы, такие как Skype, являются более вездесущими, чем когда-либо, и, в зависимости от роли промышленных пользователей, они могут иметь доступ к таким программам, которые могут помочь вам быстро провести юзабилити-исследования и записать их.

Онлайн-опросы

Еще одно преимущество исследовательской панельной группы заключается в том, что на ней хорошо проводить онлайн-опросы. Относительно просто отправить целевой опрос определенной группе пользователей в определенной роли, которая фокусируется на теме, которая не требует присутствия UX-профессионала на рабочем месте. Простой запрос обратной связи, скажем, об эффективности пиктографической системы, может дать хороший материал для короткого опроса.

Основные выводы

Если у вас есть надежный доступ к пользователям, цените и используйте его в полной мере. У вас есть ценная возможность постоянно проверять и тестировать эффективность ваших дизайнерских решений. Однако, если у вас ограниченный доступ к пользователям, подумайте о создании панельных исследований пользователей, которые могут помочь в проведении периодических или дистанционных исследований. Вы можете сделать это, просмотрев события, на которых сразу собралось множество пользователей. Идите туда, где находятся пользователи. Если вы не можете провести исследование во время мероприятия, другим хорошим решением будет собрать данные потенциальных участников, чтобы иметь возможность обратиться к ним позднее, когда вам нужно будет провести исследование удаленно.

Решение вопросов, связанных с устаревшими или конкурирующими продуктами

Заводский цех представляет собой гибрид разного оборудования и программного обеспечения от различных поставщиков на различных этапах их жизненного цикла. Ни один поставщик не может обслуживать весь завод, поэтому производители и изготовители оригинального оборудования разрабатывают и создают машины, которые совместимы с аппаратными устройствами и программными приложениями конкретного поставщика. Поэтому UX-дизайнеры, работающие в области промышленной автоматизации, должны предвидеть ежедневное воздействие конкурирующих аппаратных и программных продуктов на пользователей.

Поддержка существующих знаний пользователей

Многие шаблоны пользовательского интерфейса программного обеспечения используют уже имеющиеся знания пользователя, поэтому конкурирующие продукты, вероятно, тоже используют эти же шаблоны. Например, правильное использование компонентов пользовательского интерфейса, таких как переключатели, флажки, выпадающее меню и списки, является очевидным способом помочь пользователям не сталкиваться с излишним дискомфортом при использовании продукта. Еще один способ использования существующих знаний пользователей — придерживаться установленных стандартов и стандартов конкретных областей, которые устоялись за последние годы. Многие промышленные системы и приложения десятилетней давности живут, несмотря на современные усовершенствования программного обеспечения.

Итак, почему все еще используются приложения, существующие десятилетия? Потому, что новое программное решение или новая версия для обновления существующего приложения нежелательны для сферы, где простой невозможен. Если установка нового программного обеспечения не запланирована, для обновления могут потребоваться миллионы долларов, чтобы использовать конвейер или машину в автономном режиме. Поэтому необходимо планировать временный перенос производства на другой завод, чтобы рабочий процесс не остановился. Итак, угадайте, что сделают осторожные заводские менеджеры, если ничего не ломается? Ничего. В результате, устаревшее программное обеспечение является нормальным для заводов во всем мире. Кроме того, сами работники завода тяжело воспринимают болезненные изменения, которые заставят их пересмотреть повседневные методы работы.

пересмотреть повседневные методы работы. Итак, что же делать UX-дизайнеру, работающему в области промышленной автоматизации? Как можно внедрить усовершенствования программного обеспечения для клиентов, которые с осторожностью относятся к изменениям?

Используйте собственные компоненты операционной системы

Было бы глупо полагать, что новый пользовательский опыт может стать единственным фактором, провоцирующим изменение в поведении несклонных к риску клиентов, ключевым фактором является бизнес-стратегия. Однако существуют практические способы, с помощью которых UX-дизайнеры, работающие в области промышленной автоматизации, могут облегчить дискомфорт, присущий внедрению нового программного обеспечения. Когда вы разрабатываете устанавливаемое настольное или мобильное приложение, одним из способов является использование собственных привычных шаблонов и компонентов операционной системы. Важно противостоять стремлению изобретать новые шаблоны или изменять эти собственные компоненты, если не существует значительно лучшего подхода по сравнению с тем, что предлагает собственная операционная система. Если вы используете привычные компоненты и шаблоны, пользователи, скорее всего, поймут их предназначение. Кроме того, операционная система хорошо поддерживает эти собственные компоненты, и поскольку они автоматически обновляются вместе с операционной системой, в них будет меньше ошибок, чем в индивидуальных разработках. С точки зрения UX-дизайнера, работающего в области промышленной автоматизации, реорганизация пользовательских компонентов и шаблонов в угоду современным парадигмам дизайна, может стать громоздкой и отвлечь внимание от самого важного — разработки лучших рабочих процессов.

Основные выводы

В промышленной среде риск и стоимость оплошности дизайнера могут быть высокими, особенно если полученный опыт требует изменения поведения пользователей. Но возможно, что в других сферах он может быть еще выше. Кроме того, глубина возможностей «тонкой настройки» системы может варьироваться и это еще больше усложняет ситуацию. Например, изменение цвета рамки выпадающего меню в соответствии с цветовой палитрой вашего бренда, отразится на поведении меню, и это влияние будет серьезным. Итак, где же граница? Согласно этой замечательной статье Джейми Эпплсида, следует задать себе следующий проверочный вопрос: «компенсирует ли улучшение взаимодействия или презентационные преимущества дизайнерского компонента интерфейса затраты на его внедрение и обслуживание, снижение узнаваемости?»

Рассматривая, как пользователи будут познавать ваш продукт, подумайте о том, что они могли делать до его использования. Какие другие продукты им нравились? Мог ли на них как-то повлиять процесс, предшествующий тому, который вы разрабатываете, или продукт конкурента, который находится за пределами вашей сферы влияния? Если да, то значительно перестраиваемые шаблоны или компоненты могут быть не лучшим подходом, потому что они заставят пользователей учить что-то новое, в конечном итоге увеличивая их когнитивную нагрузку. Таким образом, если вы не разработали абсолютно новый способ, которые явно превосходит все остальные и будет немедленно принят пользователем, демонстрируя экономию времени, усилий и денег, придерживайтесь стандартного подхода. В противном случае ваше решение может вызвать разочарование пользователя или пользователи могут отказаться от него. В любом случае, пользователи отлично разбираются в способах обхода новых решений, которые должны были им помочь, но не смогли этого сделать.

Заключение

Область промышленной автоматизации чревата многими сложностями, но продукты промышленной автоматизации более человекоориентированны, чем вы думаете, поэтому преодоление этих сложностей стоит того. Не все рабочие исчезли из заводского цеха, несмотря на шум вокруг искусственного интеллекта и интернета вещей. Эти пользователи заслуживают качественного опыта, не менее, чем кто-либо, использующий веб-сайт или приложение, ориентированное на потребителя. Они взаимодействуют с этими сложными системами управления и машинами для производства товаров, которые все мы используем.

Мое намерение написать эту статью из трех частей объясняется стремлением дать UX-профессионалам, работающим в любой области, понимание практических проблем, которые UX-дизайнеры, работающие в области промышленной автоматизации, должны преодолеть, чтобы помочь своим пользователям быть более эффективными и оперативными в своей работе. Возможно, вы обнаружили, что многие вызовы, о которых я написал, относятся к вам. В конце концов, проблемы расположения контента, проектирования для автономных сценариев и работы с конкурирующими продуктами не уникальны для промышленной автоматизации. Но также могут возникнуть некоторые препятствия, с которыми вы никогда не сталкивались, — например, учет отвлекающей среды, преодоление нежелания клиентов обновлять устаревшее программное обеспечение и поиск творческих способов доступа к особенно труднодоступным пользователям.

В следующий раз, когда вы будете искать в интернете лучшие практики UX, вы, несомненно, найдете обычные статьи о проектировании опыта, ориентированного на потребителя. Но я надеюсь, что вы запомните эту серию статей, в которой объясняется, как UX-профессионалы могут внести ценный вклад в неожиданных местах.

UX for the Industrial Environment, Part 3, Jon Walter на UXmatters, 06.11.2017